Григорьевский затвор. Начало Высшей школы России.

церковь Григория Богослова, бывший Григорьевский затвор

церковь Григория Богослова, бывший Григорьевский затвор

Речь пойдет о месте хорошо знакомом всем ростовцам, но малоизвестном гостям города. Он находится в пятидесяти шагах от нас, от Художественной галереи «Хорс», в историческом центре города. Туристы проходят его обычно мимо, так как внешне ничего не может привлечь их взгляд. Крепостная стена отделяет это пространство от проходящих мимо людей. А за стеной фактически ничего не сохранилось от того времени: все постройки позднего времени, да и их не много. Молодой сад, тишина, кружат чайки над головой … Здесь хорошо уединиться и поразмыслить. Когда-то жизнь кипела здесь, это был центр интеллектуальной и духовной жизни Северо-Восточной Руси. Здесь аккумулировались философские, эстетические знания из Европы, Византии, Востока.Здесь рождалась идея будущего государства, его этические критерии, формировался иконописный стиль, позднее названный Ростово-Суздальская школа иконописи. Сюда стремились попасть все, кто жаждал познать себя, истину, Бога. Место знаковое для России, связанное с ее культурой, а для Ростова – с его «Золотым веком».

В южной части архитектурного ансамбля Ростовского кремля находится церковь Григория Богослова XVII века и митрополичий сад, а в XIII веке здесь был Григорьевский монастырь, затвор, как его еще называли. История такова. Ростову долго не везло с Великими князьями, они были на протяжении долгого времени не было, хотя горожане звали князей много раз. Правили бояре. Но был один короткий период, всего 12 лет, когда в Ростове правил старший сын Всеволода «Большое Гнездо» князь Константин Всеволодович «Мудрый» (1207 – 1219), уроженец Ростова, родоначальник ростовских князей, статус ставший Великим князем. В 1214 году он перевел из Ярославля духовное училище. Именно оно стало основой для духовной академии и возможно положило начало создания высшей школы России.

Первые университеты зарождаются в раннем средневековье: в Константинополе (Византия) 425г. (статус университета 848г.), Аль-Карауин (Марокко), Академия Ханьлинь VIII век (Китай). Их регулярное возникновение связано с более поздним временем, это XI-XV века. Появляются они как духовные училища, епископские школы, часто их основателями становятся князья, государи. Так появились: Болонский университет, XI век, первоначально был школой, изучавшей римское право; из нескольких монастырских школ возник Парижский университет в XII веке. В XIII веке открыты университеты в Монпелье, Падуе, Тулузе . В XIV веке – в Кракове, Праге, Вене, Гельдерберге.

Очевидно, что возникновение академии в Григорьевском затворе в начале XIII века в Ростове было явлением характерным для Европы этого времени. Академия просуществовала несколько веков. Важно, что в XIII веке на Русь приходят татары, и 200 лет существовало иго, но академия не была разграблена, не была закрыта!

Главным ее богатством являлась библиотека, собранная стараниями епископа Кирилла и князя Константина и насчитывающая несколько тысяч книг на славянском и греческом языках. Здесь изучались философия, богословие, переводились на славянский язык греческие рукописи. В подтверждение высокому уровню обучения говорит то, что Григорьевский затвор дал совершенное эллинистическое образование одного из блестящих филологов Высокого Средневековья – Стефану Пермскому, автору зырянской азбуки в Перми. Во второй половине XIV века в Затворе начинал свое духовное служение Епифаний Премудрый, которого В.О. Ключевской охарактеризовал так: «По цитатам в трудах его видно … что он читал хронографы, палею, лествицу, патерик и другие церковно-исторические источники, также сочи-нения черноризца Храбра. В житии Сергия он приводит выдерж-ки из житий Алимпия и Симеона Столпников, Федора Сикста, Ефимия Великого, Антония, Феодора Едеского, Саввы освящен-ного, Феодосия и Петра митрополита по редакции Киприана; наконец, характер из размещения обличает в Епифании обширную начитанность в литературе церковного красноречия “.

Григорьевский затвор можно по праву считать от всех своих университетов, символом русской духовности, интеллигентности и культуры.

Однако, вопрос: почему официально считается первым высшим учебным заведением в Восточной Европе Киево-Могилянская академия (1615г.), Основанная поляками? А первым в России – Московская славянско-греко-латинская академия (1687г.)? Ведь разница огромная – без малого половина тысячелетия? Или для нас культура и история Российского высшего образования не так важна? Но ведь именно тогда, в начале XIII века, когда было открыто училище в Григорьевском затворе, Ростов стали величать «Великим»!

Buy now