Статья для альбома 2020 года

«Прошло 30 лет как я познакомился с этой загадочной и очаровательной техникой –художественной эмалью. В 2020 году исполнилось 25 лет как открыта Художественная галерея «Хорс». И прошло немногим менее 30-ти как я поселился в Ростове Великом. И это все вместе подтолкнуло меня взяться за публикацию своего альбома, отметив тем самым юбилей.

 

Эмаль, Ростов и мастерская-галерея «Хорс» послужили одновременно стимулом и основой для экспериментов: эмаль в качестве необыкновенного материала и замечательной техники; Ростов как особое сакральное место, между облаками и куполами, отраженными в зеркале озера Неро; и галерея – место показа и общения.

Конечно же важную роль в формировании стиля художника сыграли и другие факторы, например, образование: 14 лет я осваивал свое ремесло сначала в МСХШ, потом в МХУ памяти 1905 года, затем МХГИ им. В.И. Сурикова. Мне повезло, у меня были замечательные педагоги-художники, совершенно разные и непохожие друг на друга. За эти годы я познакомился не только с основами соцреализма, но и с мастерством театрального художника, и традициями монументальной живописи Италии и Древней Руси.

Про эмаль можно много рассказывать, технике более 3000 лет со своими богатыми западными и восточными традициями, я же скажу одно: в эмали всегда присутствуют 2 автора, кроме художника важную роль играет огонь, за которым всегда остается последнее слово.

Ростов Великий известен в мире не только своей причудливой архитектурой, уникальными колокольными звонами, но и Ростовской финифтью, которая зародилась в прозрачных далях озера Неро. Без озера и финифти город невозможно себе представить. Ростов по праву считается центром российской эмали. В нем живут и работают замечательные художники. Здесь, в музее «Ростовский кремль» находится лучшая коллекция финифти.

 

Оказавшись в Ростове, мне захотелось создать художественный центр, объединивший художников разных направлений, городов, работающих с различными материалами, сочетающие традиции с поиском новых форм. Так появился Дом творчества и ремесел «Хорс», а позднее галерея «Хорс». В его создании приняла активное участие моя мама Селищева Наталья Фёдоровна. Как юрист она решала многие важные вопросы и вкладывала всю душу в организацию выставок и симпозиумов.  Постепенно от традиционных промыслов нам пришлось отказаться, сосредоточившись на эмали. В первые годы было организовано много выставок художников Ростова, Москвы и Санкт-Петербурга – живопись, графика и декоративно прикладное искусство. Совместно с ГМЗ «Ростовский кремль» начали проводиться ежегодные Творческие дни эмали, а позднее симпозиумы, в которых участвовали российские и зарубежные авторы. Все это послужило хорошей почвой для экспериментов в эмали и обмена опытом между художниками. На симпозиумах побывали гости из Австрии, Великобритании, Германии, Франции, Испании, Австралии, США, Индии и России. У каждого из них свои традиции и образование, различное отношение к материалу и разные знания. Эмаль объединяла. Все были рады поделиться своими навыками: кто привозил книги, кто – журналы и фильмы, все приезжали со своими работами и устраивали совместную выставку в галерее «Хорс». Помимо этого, мы посещали мастерские ростовских художников и, конечно, музей «Ростовский кремль». А вечером устраивали посиделки и обязательно один раз была баня по-черному. Сначала иностранцы пугались нашей экзотики, но позже, «раскушав» ее, высоко оценили.

Вот в такой среде рождались ранние эмали из этого альбома. Позднее сам процесс эксперимента и творчества затянул меня и стал доминирующим. Одна идея порождала другую. Неудачи стимулировали новые поиски и направления. В итоге получилось то что получилось. Почти все это можно увидеть в альбоме. В нем отразились все основные тенденции как в эмали на меди, так и на стали. Эти две техники часто объединяют в одну. Но это также справедливо, как если объединить в одну технику живопись и графику. Краски ведут себя по-разному, обжиг разный, но температура одинаковая –  850 градусов. И если одна техника постоянно рефлексирует к объёму, воспринимаемому как в ювелирном искусстве, то другая стремится разбежаться в ширину, осваивая большие плоскости рекламы. Одна развивается вглубь, другая вширь. Возможности отдельно взятой техники не исчерпаны: работа на меди позволяет включать в композиции самые разные материалы – дерево, камень, веревки. На стали такой возможности нет, поэтому и поиски шли больше в русле станкового искусства, работая над линией, пятном, фактурой. А работе вширь сильно мешала печь, ее размеры. Доступных для художника больших печей очень мало. Они потребляют много электроэнергии, поэтому находятся в основном на заводах и фабриках. Я не знаю в России ни одного завода, куда можно поехать и поработать художнику. А доступ к немецким или чешским печам сильно ограничен, в первую очередь высокой стоимостью аренды. Этим можно объяснить, что эмаль на меди в России более распространена. У нее все-таки возможностей побольше и доступ к ней легче».

Михаил Селищев, Ростов, октябрь 2020г.

Buy now